Мы часто слышим такое слово, как «тимбилдинг». Принято считать, что это командообразование, способствующее увеличению эффективности работы за счёт неформальной обстановки и игр между работниками. Думаю, что многие организаторы деловых мероприятий? и тимбилдинг-активностей ни разу не задумывались об истории возникновения этого направления. С каких времён всё началось? Кто его основатели? Об этом и многом другом читайте ниже. Поехали! 

Кисти рук
Фото: pixabay.com

Первые «посевы» современного тимбилдинга 

Ещё с давних времён, когда люди всё больше социализировались и утрачивали агрессию, появилась потребность к сотрудничеству и взаимовыручке.

С течением времени всё чётче разграничивались территории. Это приводило к тому, что в каждой общности появлялся лидер (вожак или вождь). Его основная задача— поддержание сплоченности коллектива в трудовой деятельности. Как на охоте, так и в быту.  

Подобная вынужденная мера в эффективности работы и сплоченности команды играла особо важную роль в ходе охоты и войн. Поэтому не стыдно будет сказать, что основоположниками современного тимбилдинга стали наши предки. Именно они видели всю необходимость team spirit – «командного духа». Сам Платон высказывался, что «ты узнаешь больше о человеке за час игры, чем за год разговоров». 

Для собственников бизнеса умение делать из коллектива команду прямо отражается на прибыли. есть наблюдения, что осознанные команды более продуктивны, люди, чьи ценности и мировозрение учитываются в рабочей среде больше приносят свежих идей и разделяют ценности компании на уровне своих собственных.

Босс
Фото: pixabay.com

История возникновения и развития концепции тимбилдинга 

Время летит незаметно. Поколение сменяет поколение. Год идёт за годом. А в светлые головы руководителей всё также не прекращают приходить гениальные идеи. И в особенности поток мыслей увеличился в эпоху промышленной революции. Но, к сожалению, какие-либо эффективные научные разработки в части мотивации, например, древнего человека, увы – не дошли до наших времён. 

Первые страны, которые начали использовать комплекс игровых методик, были: Великобритания, Франция и США. Именно они в 40-ых годах начали использовать коллективные спортивные игры для работников организаций и прочего. Цель– сплочение малознакомых людей для эффективного выполнения задач. 

MICETV основательно подходит к данной теме и вот работы учёных, которые вошли в основу концепции тимбилдинга. 

▪  Элтон Мэйо Хоторнские; эксперименты; 1880-1949; США .

▪ Абрахам Маслоу; Мотивация; 1908-1970; США.

▪ Джон Эдейр; Лидерство; 1934 – наст. Время; США.

▪ Мередит Белбин; Команда; 1926 – наст. Время; Англия.

▪ Майерс Бриггс; 16 типов; 1897-1980; США Дуглас

▪ Дуглас МакГрегор Организационное поведение 1906-1964 США

▪ Брюс Такман Динамика команды 1938 – наст. время США

▪ Джордж Хеберт Натуральный метод 1875-1957 Франция

▪ Уильям Дайер Тимбилдинг 1925-1997 США

Элтон Мэйо
Фото: Wikipedia.ru (Элтон Мэйо)

В литературе сложно найти первое упоминание термина «тимбилдинг» также, как и «командообразование». В кругах организаторов MICE принято считать, что родоначальником концепции тимбилдинга был американский профессор, психолог и социолог Элтона Мэйо (Elton Mayo, 1880— 1949), который является автором и основателем Хоторнских экспериментов, проведённых в 1927 — 1932 гг. (The Hawthorne Experiments). Именно он изучил влияние различных факторов на работу и производительность коллектива. В его работах было доказано прямое влияние игр и групповых интенсивов на сплоченность индивидуумов. 

Самыми важными выводами Мэйо были следующие:

  • Взаимоотношения между руководителем и подчиненным влияют на производительность;
  • Рабочие нормы значительно влияют на производительность;
  • Рабочее место имеет свою культуру;
  • Забота и поддержка более важны, чем физические условия труда.
Элтон Мэйо
Фото: Wikipedia.ru (Элтон Мэйо)

Основной вывод Мэйо был таков: в ходе пятилетних экспериментов сотрудники стали более осведомлены о важности и значимости для них позитивной рабочей атмосферы, культуры и отношений и поддержания таковой атмосферы на предприятии. Многие ученые склонны заключить, что результаты и выводы Хоторнских экспериментов были первым импульсом к зарождению концепции тимбилдинга.

Поведенческие и психологические концепции, влияющие на теорию тимбилдинга 

Приведу в данной статье ряд других поведенческих и психологических концепций, влияющие на формирование теории тимбилдинга. 

К примеру, Мередит Белбин (Meredit Belbin) изучал максимизацию результативности команд и командную динамику и стал первым в организационной науке, кто провозгласил максимальный вклад ролевого распределения в повышение эффективности работы команды. Теория девяти ролей Мередита Белбина активно используется в теории командообразования. Четкое ролевое распределение многократно повышает эффективность деятельности команды.

Рэймонд Мередит Белбин
Фото: Wikipedia.ru (Рэймонд Мередит Белбин)

Невозможно не упомянуть здесь о великом Абрахаме Маслоу (Abraham Maslow) и его пирамиде — иерархии человеческих потребностей. Пирамида мотивации Маслоу активно применятся в тимбилдингах для изучения мотивации команд и выявления степени развития команды и ее потребностей.

Также Джон Эдейр (John Adair) внес свой вклад в тимбилдинг созданием теории лидерства. Он определяет лидерство как передаваемый и приобретаемый навык и выделяет основные лидерские функции, выполнение которых приведет команду к успеху.

Заслуга Katharine Cook Briggs и ее дочери Isabel Briggs Myers для тимбилдинга состоит в создании MBTI (Myers Briggs Types Indicator) — 16-типичной типологии личностей. Типология ярко иллюстрирует наличие различных, даже полярных друг другу типов личности, и теория тимбилдинга учит использовать полярные различия с максимальной выгодой для достижения максимальной эффективности работы в команде.

Стоит упомянуть здесь также классика поведенческой теории организации Дугласа Мак-Грегора (Douglas McGregor), автора всемирно известной теории X и Y (и впоследствии Z). Понимание двух полярных концепций X и Y и теории Z рабочего поведения помогает формировать правильные ожидания и восприятие процесса, ставить реалистичные задачи.

Ду́глас Мак-Гре́гор
Фото: Wikipedia.ru (Ду́глас Мак-Гре́гор)

И еще одной, не менее важной концепцией, активно использующейся в теории командообразования, стала концепция Брюса Такмана (Bruce Tuckman) — концепция FSNP: «Формирование — Шторм — Нормализация — Результаты» («Forming — Storming — Norming — Performing»). В своей концепции он фиксирует четыре важные и неотъемлемые стадии, через которые предстоит пройти каждой команде в своем развитии, если она стремится к достижению высоких результатов.

Стоит принять во внимание и обыкновенных психологов, которые без своего ведома внесли вклад в формирование элементов тимбилдинга. Курт Левин (Kurt Lewin) — создал концепцию групповой динамики. Уильям Шутц (William Schutz) — создал теорию межличностных отношений и психологической совместимости, согласно которой три самых важных фактора межличностных отношений — включенность, контроль, влияние — определяют большинство ситуаций человеческого взаимодействия.

Курт Левин
Фото: Wikipedia.ru (Курт Левин)

ТИМБИЛДИНГ, «ВЕРЁВОЧНЫЙ КУРС», «ХЕБЕРТИЗМ» И «OUTDOOR EDUCATION»

В некоторых источниках считают, что веревочный курс создал француз Жорж Эбер (George Hebert), офицер Французской армии. Эбер был известен своими многократными африканскими экспедициями, в ходе которых он встречал умных, сильных и физически гораздо более развитых, чем европейцы, людей. В результате он начал систематизировать свои знания и изобрел метод физического образования, получивший название «Натуральный метод» («Natural Method»). Это образование предполагало физическое и моральное развитие, наряду с формированием мужественности, и проходило в открытой среде. Во Франции это направление вскоре получило название хебертизма (Hebertism) и активно развивалось в течение Второй мировой войны, став стандартом физического образования во Французской Армии. Поэтому многие веревочные курсы в Европе и во Французской Канаде, в Квебеке называются Курсами Хеберта.

Жорж Эберт
Фото: Wikipedia.ru (Жорж Эберт)

Видный американский исследователь и практик в области организационного развития, Уильям Дайер (William Dyer) написал первую книгу, посвященную тимбилдингу, в 1977 г. В США считается, что это была первая современная работа по тимбилдингу, в которой были обозначены границы этого феномена.

Впоследствии вышло несколько переизданий первой книги. Другая книга этого же автора (Dyer, 1994) начинается словами:

«Трудно представить, как много компаний во всем мире формулируют в своих слоганах, корпоративных ценностях и миссиях утверждения про приоритетную роль команды и командной работы и как мало из них реализуют утверждения в действительности» (Dyer, 1994).

Позже, в 1980-е тт., стало активно формироваться направление «Образование вне помещения» (наиболее распространенный английский термин — «Outdoor Education») . Чаще всего приводится определение Брукеса (Brookes, 1991), где под «Outdoor Education» он понимает использование условий природной среды для образования, получения опыта и развития индивидуума.

В 1990-е гг., в первую очередь в США и в Великобритании, стало формироваться отдельное направление в менеджменте — Outdoor Development Management, то есть область бизнес-обучения и развития посредством использования условий природной среды. Безусловно, в такой широкой и открытой для инноваций сфере достаточно быстро возникли смежные термины, очень широко используемые сейчас на Западе: Corporate Adventure Training (CAT), то есть корпоративный приключенческий тренинг, и Experience Based Training and Development (EBTD), то есть обучение и развитие, основанное на получении опыта.

СССР, несмотря на свою закрытость от США и Европы, в плане тимбилдинга никуда не отставал. Да, подобного определения и в помине не было, но стоит отметить, что всевозможные спартакиады и прочие мероприятия для сплочения коллектива существовали. 

Вывод

Команда
Фото: pixabay.com

По итогу можно сказать, что тимбилдинг рассматривается с двух точек зрения. Первая гласит о том, что это процесс построения команды, основанный на разработанных в менеджменте и психологии направлениях — организационном развитии, организационной динамике, психологии группы и групповой динамике. И с данной точки зрения все видные деятели менеджмента и психологии, развивавшие эти направления, рассматриваются как активные участники развития концепции тимбилдинга.

Рассматривая вторую точку зрения, приходим к тому, что тимбилдинг — это альтернативное направление в обучении и развитии. С данной стороны, это процесс проходит на природе, и участники учатся посредством опыта и активного взаимодействия. И концепция тимбилдинга трактуется как базовое направление Experiential Education и Active Learning.

Редакция MICETV желает вам удачи и просит следить за обновлениями сайта! Ведь скоро грядут ещё более интересные статьи о тимбилдинге

Будем на связи! 

Все самое интересное из мира MICE на сайте и в наших социальных сетях 

Facebook VKontakte Instagram Telegram Яндекс Дзен

Смотрите эфиры MICE TV на Яндекс Эфир или YouTube