Что нам стоит бренд построить

В 2010 году трое молодых ребят и девчат из рекламного агентства основали фестиваль стрит-арта с целью изменить восприятие городского пространства жителями и гостями Екатеринбурга. За 10 лет в нем приняли участие художники из 15 стран, которые создали 500 объектов на площади более 35 000 кв. метров. Stenograffia стала гордостью Екатеринбурга, но при этом уже вышла за пределы Урала. Нам было очень интересно пообщаться с основателями фестиваля о его идее и масштабе, о городе, о творчестве и сложностях, которые встречаются на пути. Мы попросили прогуляться с нами по городу Анну Клец, руководителя волонтерского движения фестиваля Стенограффия, продюсера проектов в сфере искусства и социальных коммуникаций. Ниже выдержки из интервью с Анной. 

Сергей Армишев, Ирина Михалькова и Анна Клец

MICE TV: Анна, подскажите, пожалуйста, а как появилась идея фестиваля? 

Анна: Фестиваль создали люди, которые интересовались неканоничным искусством. Им стало любопытно, что будет, если они привезут в город много международных художников, и те начнут рисовать на стенах.

MICE TV: А зачем вы лично этим занимаетесь? 

Анна:  Мне важно заниматься созиданием, видеть неравнодушие людей к своему городу, нести эту идею.  И художники, и горожане – все вместе делают этот фестиваль.

Анна Клец и команда. Фото предоставлено организаторами https://vk.com/stenograffia

Скрываться нельзя показываться

MICE TV:  Стрит-арт ведь, как правило, это что-то нелегальное. Время от времени то в Москве, то в Санкт-Петербурге уничтожают объекты, созданные уличными артистами.

Анна:  Мы гордимся своими взаимоотношениями с властью. Все объекты согласуются, мы считаем важным выстраивать диалог. Представители администрации выступают консультантами и помощниками в создании объектов. Они могут посоветовать, какие поверхности лучше взять или какие не брать на случай, если в недалеком будущем запланирован капитальный ремонт, а значит, объекты могут пострадать. Никакого другого надзора или цензуры нет, оргкомитет фестиваля сам выбирает, какие идеи будут воплощены в жизнь. Со временем у нас появляется опыт и компетенции, на которые можно опираться, выстраивая диалог с властью и в других регионах.

***Кстати, в Екатеринбурге также проходит Carte Blanche – “Партизанский фестиваль уличного искусства”.  Его организаторы придерживаются мнения, что художники все же должны быть свободными, а стрит-арт – нелегальным.

Как украсить свой дом объектом стрит-арт

MICE TV: Как вы выбираете места, на которых появятся арт-объекты?

Анна: Через биржу поверхностей. Сначала мы собираем заявки от жителей города относительно поверхностей, которые они бы хотели “номинировать”. Потом подбираем для них фестивальный художественный образ. Далее согласуем проект с администрацией. Безусловно, все заявки удовлетворить невозможно, некоторые ждут годами. Шансы на успех увеличивает проходящий траффик: ведь важно, чтобы красоту увидело большое количество людей. Мы задействуем не только стены зданий (домов, торговых центров и др.), но и скамейки, трамваи, геодезические станции, и пр.

Нейронная сеть, 3D-принтер и фреска 4-го века

MICE TV: Расскажите нам, пожалуйста, про первый объект уличного искусства, который был создан искусственным интеллектом. Вот мы стоим напротив дома по адресу Попова, 9 и видим такую надпись. 

Фото предоставлено организаторами https://vk.com/stenograffia

Анна: Мы взяли часть фрески 4-го века, а нейросеть, обученная Яндексом, восстановила поврежденную часть. То есть на основании имеющегося фрагмента нейросеть додумала, как оригинальная фреска могла выглядеть в 4-м веке.  

Силами Стенограффии мы построили робота, который напечатал эту фреску на торце здания. Важно отметить, что хоть мы и подаем это как “Первый объект уличного искусства, нарисованный без участия человека”, но на самом деле для того, чтобы построить робота и обучить искусственный интеллект, работали целые команды.

Тут важна вот какая идея. Художник, который в 4-м веке создавал свою фреску, ведь, наверняка, подумать не мог, что интеллект иного порядка будет трудиться над его работами на жилом доме в Екатеринбурге в 21-м веке. И это заставляет нас всех задуматься: а что мы созидаем сейчас? На что мы тратим свое время? Что с этим станет в будущем?

Нейросеть – это алгоритм, и мы его используем как очередной инструмент для художников. И у нас есть уже другие мысли о том, как еще она может им пригодиться. 

Что важно еще в этом проекте – он рассказывает людям о технологиях. Ведь нам нужно найти способ донести до бабушек, живущих в этом доме, что страшные технологии, которых все боятся, помогают созидать интересные вещи.

Фото предоставлено организаторами https://vk.com/stenograffia

Искусство против вандализма

Работая в открытом городском пространстве и с широкой общественностью, мы стараемся создавать как объекты, которые оценят бабушки, так и те, которые бабушки не оценят, но поймет узкая аудитория. Ведь на вопрос “Как в современном искусстве найти искусство?” ответа пока нет, но это не должно мешать дотянуться до как можно большего числа зрителей, в первую очередь – жителей города.

Фото предоставлено организаторами https://vk.com/stenograffia

Следуя фиолетовой (или розовой) линии Street Art Line, которая недавно соединила ряд знаковых объектов фестиваля, мы пришли на ул. Толмачева, 12. Покрас Лампас разрисовал здесь переход, у которого была дурная слава. Он был темный, опасный, и люди в нем справляли нужду. Организаторы собрали теги, связанные с этим местом, художник переложил их на язык каллиграфии, и в итоге на месте опасного прохода появилось произведение искусства. Здесь провели свет, люди стали приходить фотографироваться на фоне украшенной стены. Можно сказать, что искусство обезвредило окружающую среду, перекодировало пространство. Анна назвала это”охранным искусством”.

Далее наш путь лежал к скверу у ККТ “Космос”.

Самый гордый фонарь

MICE TV: Анна, расскажите нам, пожалуйста, про гордый фонарь. 

Анна: Гордый фонарь – это памятник стойкости человека. Он про людей, которые не сгибаются под тяжестью обстоятельств, отстаивают свои идеи. Благодаря им человечество живет и развивается. 

MICE TV: Как же пришла идея выпрямить фонарь? Превратить источник света в арт-объект, да еще и манифестацию человеческого духа? Как можно научиться видеть необычное в привычных нам вещах? И можно ли научиться креативу?

Анна: Креативу, мне кажется, научить нельзя, но можно научиться будить в себе внутреннего ребенка.

Мы смотрим на город как на пространство для творчества. Когда мы приезжаем в другие города, то видим потенциал преображения в объектах, которые местным могут казаться скучными и для творчества неподходящими.

От стрит-арта до тимбилдинга один шаг

MICE TV: А можно ли какой-то корпоративной группе приобщиться к фестивалю? 

Анна: Да, несомненно! Есть несколько вариантов:

  • Можно включиться на правах волонтера, выпачкаться в краске вместе с нашими художниками или же просто заботиться о них, встречать в аэропорту, готовить поверхность для работы.
  • Можно проявить инициативу и самим подать идею объекта для реализации. Затем искать для него поверхность, договариваться с городскими властями.
  • Можно, конечно, создать арт-объект и вне фестиваля, но на законных основаниях, такой опыт у нас тоже был.

MICE TV: Считаете ли вы, что такая арт-терапия сближает людей? Может ли это быть командообразующей активностью?

Анна: Несомненно! Когда мы рисуем с жителями домов в их дворах, то выясняется, что они могут до этого вообще никогда не разговаривать друг с другом, а тут все объединяются.

Про волю и волонтеров

MICE TV:  Вы руководите волонтерским движением. За годы существования фестиваля через ваши руки прошли 650 человек. Как вы справляетесь? Сколько звонков вы получаете в день, когда фестиваль идет?

Анна: Иногда по 200 звонков. Но волонтеры – это наша сила и гордость. Например, в этом (2020) году мы не получили грант от города, и уже было хотели отменять фестиваль, но волонтеры подняли такой шум в нашу поддержку, что губернатор сказал, что нам надо помочь. И все получилось. Ну а что касается того, как я справляюсь, то есть прекрасная фраза у Ницше:

“ Если знаешь – “ЗАЧЕМ”, то выдержишь любое “КАК” ”

Я с этим безоговорочно согласна.

Смотрите интервью с Анной в новой программе Mr & Mrs MICE на Урале. 

Читайте наш подробный MICE-гид по Екатеринбургу.

Это интересно: Перукуа | О силе голоса, русских, шаманах и трансформации.

Будем на связи! 

Все самое интересное из мира MICE на сайте и в наших социальных сетях 

Facebook VKontakte Instagram Telegram Яндекс Дзен

Смотрите эфиры MICE TV на Яндекс Эфир или YouTube