Простыми словами о сложностях воздухоплавания

воздухоплавание

Если вы, как и мы любите не только смотреть в небо — читайте наш материал!

В августе в Рязани прошел фестиваль «Небо России», в рамках которого впервые прошел Чемпионат России по воздухоплавательному спорту. 40 экипажей из 12 регионов. В поддержку фестиваля Почта России выпустила ограниченным тиражом дизайнерские открытки-сувениры, посвящённые «Небу России». Одна из них улетела на Северный полюс.

В этому году, благодаря энтузиазму техников, была возможность полюбоваться вечерним свечением аэростатов — незабываемые и непередаваемые впечатления.

Репортаж в фестиваля «Небо России» читайте здесь.


MICE TV решило познакомить заинтересованную публику с некоторыми тонкостями воздухоплавания.

Во все времена хотелось вполне себе приземленному человеку покорить небеса. Нынче полетами никого не удивишь: всяк может подняться в воздух да взглянуть на бренную землю с высоты.  Вот только предрассудков у народа на этот счет много – что ж, постараемся их резвеить. А заодно и расскажем, как функционирует это любопытное средство воздушного передвижения.

С чего все начиналось?

Два с лишним века назад сыновья одного мелкого французский буржуа Монгольфье положили начало мировому воздухоплаванию. Были они людьми незаурядными, но далекими от естествоиспытания: один был математиком, другой – архитектором. Оба исправно трудились на фабрике отца, не брезгуя новаторством и творческим подходом к делу, но мировую славу снискали совершенно на другом поприще.

Тогда над созданием первых летательных аппаратов бились великие умы тех лет, но стихия все никак не поддавалась человеку. Монгольфье твердо решили подчинить себе силы природы и с помощью дыма от костра подняли в воздух первый крохотный монгольфьер из бумаги. Впоследствии столь непрочный материал заменили на шелк и лен, а диаметр шара увеличили до 3,5 метров.

Очередной эксперимент братьям-энтузиастам удался, и они запустили в небо сферу диаметром 10 метров – тогда-то полет официально и запротоколировали.

19 сентября в присутствии короля и его свиты состоялся первый полет монгольфьера с «живым грузом» в корзине – вместо людей шар поднял в небо барана, утку и петуха. Животные благополучно вернулись с небес на землю и ничуть не пострадали.

21 ноября 1783 года считается знаменательным днем в истории воздухоплавания: наконец огромная голубая сфера подняла ввысь  человека. Полет длился всего около получаса, зато эпидемия мирового воздухоплавания продолжается и по сей день.

Как эта штука работает?

Немного естествознания (данную часть гуманитарии могут смело пропустить). Шар плавает в небе по той же причине, по которой рыба плавает в воде. И рыба, и монгольфьер вытесняет из окружающего пространства массу больше собственной – это мы знаем еще из курса физики за шестой класс.

Пока монгольфьер весит меньше вытесненного воздуха, он будет подниматься ввысь. Если он потеряет какую-то часть поднимающего его газа, то начнет спускаться. В качестве поднимающего шар вещества задействуют горячий воздух, гелий или водород – все они куда легче атмосферного воздуха. Нагретый воздух используется чаще всего: он безопаснее газов и его легко получить при помощи пропановых горелок, установленных над горловиной оболочки шара.

Чтобы сбавить или набрать высоту, пилот должен либо уменьшить поднимающую его силу, либо уменьшить вес самого воздушного шара. Чтобы спуститься, воздухоплаватель выпускает немного газа или горячего воздуха через клапан, расположенный в верхней части шара, а чтобы подняться выше – выкинуть за борт часть балласта.

«А если упадем? А то мы слышали…»

Не упадете. Согласно статистике авиационных происшествий, монгольфьер является самым безопасным средством воздушного передвижения. К тому же, если им не управлять, с высоты 200-300 м скорость приземления будет не больше 5 м/с (парашютист, для сравнения, приземляется на скорости 6-7 м/с).

Нет, вы не будете лететь с бешеной скоростью сапсана: оболочка шара объемом 2500-6000 куб. м наполнена горячим воздухом, который невозможно остудить моментально. И лопнуть оболочка этого судна не может, так как сшита не из одной сотни тканевых «лоскутов», скрепленных между собой особыми силовыми лентами. Ленты эти руками не порвать: они легко выдерживают до 3 тонн разрывной силы. Ничего страшного не произойдет, если один из таких лоскутов повредится: нередко в нижней части оболочки одновременно находится до пяти разрывов или прожогов – пламя горелки проплавляет ткань при сильном ветре.

Ветер непредсказуем – каждые 30-50 метров он меняет свое направление. Но вы не залетите невесть куда, если вас сопровождает грамотный пилот. Воздухоплаватели строят план полета еще на земле, предварительно изучив район, замерив скорость и направление ветра и проложив летный маршрут на карте.

Со стихией у пилотов есть своя договоренность: в бурю не летать. Помимо прогноза погоды воздухоплаватель оценивает реальное положение дел – даже если Gismeteo уверенно говорит о ясном небе над головой, пилот тысячу раз удостоверится в этом лично. Запомните: никто не заставит вас лететь на монгольфьере, если не будет уверен в благополучной посадке.


Анастасия Буйлова