Маленькая тихоокеанская островная нация была первой, кто включил GPS в свою авиационную систему — и при этом навсегда изменил способ, которым мы добираемся из точки А в отдаленную точку Б.

Фиджи
Фото: pixabay.com

Спуск в международный аэропорт Фиджи «Nadi» по пути из Сиднея является впечатляющим. После сотен и сотен километров ничего, кроме воды, появляется коса барьерных рифов и прекрасные огромные волны. Затем вулканические острова— гористые, зеленые и скалистые одновременно. Впереди находится главный остров Фити Фиджи Вити-Леву, настолько большой, что даже с борта самолета кажется неимоверно мощным. Двойное чувство необъятности и отдаленности— будет первым впечатлением от поездки.

Воздушное пространство над островами было первым, которое включило в свою авиационную систему глобальную систему позиционирования или, как мы все это привыкли называть, GPS. При этом Фиджи навсегда изменила путь, которым мы добираемся из пункта А в отдаленный пункт Б.

Фиджи
Фото: pixabay.com

GPS был разработан военными США в 1970-х годах с целью улучшения существующих навигационных процедур. В то время навигация в полете в значительной степени основывалась на радиолокационной и визуальной маршрутизации. С 1940-х годов пилоты следовали по маршрутам, определенным наземными «маяками», в форме радиосигналов или визуальных маркеров. Стоит признать, что это была несовершенная система. Например, начнём с того, что на Фиджи только пять контрольных башен были оснащены радиомаяком, а это означает, что в 80% огромного воздушного пространства страны пилоты не имели радиолокатора, на который можно было бы положиться.

При отсутствии радиомаяков пилоты использовали точный расчет и навигационную технику. Это можно назвать эдакой небесной навигацией, которая ссылается на положение небесных тел, таких как солнце, луна и т.п., когда они соответствуют видимому горизонту. До второй половины 20-го века летный экипаж на трансокеанских рейсах часто включал в себя то, что было известно как «летный штурман», который избавлял пилота от значительного бремени навигации.

С помощью GPS местоположение самолета может постоянно и точно обновляться путем триангуляции данных между спутниками и его местоположением на Земле. В 1978 году первый из возможных 24 спутников, которые завершат систему GPS, вышел на орбиту, начав 15-летний проект запуска.

Фиджи
Фото: pixabay.com

Первоначально министерство обороны США рассматривало возможность взимания платы с населения за использование своей системы GPS. Но после того, как корейский авиалайнер сошел с курса в 1983 году и был сбит над СССР (в то время советское воздушное пространство было ограничено) президент Рейган объявил, что GPS будет открыт для всех с надеждой избежать подобных неудач в будущем. Это решение проложило путь компаниям разрабатывать оборудование для гражданского использования.

К концу 1990 года 16 глобальных спутников GPS распределены по территории и работали, и их было достаточно для работы GPS в большинстве случаев по всему миру. Отдельные приемники теперь были доступны широкой публике от таких компаний, как Trimble Navigation. Они оказались полезными в военном качестве во время войны в Персидском заливе, и коммерческие пилоты здесь и там также использовали их неофициально. Потенциал GPS становился очевидным. Но на более широкой платформе коммерческой авиации ее необходимо было протестировать в контролируемой среде, прежде чем ее широкое распространение может быть представлено дальше.

Введение в Фиджи

В связи с растущей индустрией туризма, увеличивающей спрос на полеты в пределах своих границ, небольшая островная страна стремилась улучшить свою систему навигации. Как вспоминает Норман Йи— бывший главный исполнительный директор Управления гражданской авиации Фиджи (CAAF) в своих мемуарах «Catching the Wind», «в это время на Фиджи из Новой Зеландии приехал на работу на сотрудник, вызвавший энтузиазм новой технологией GPS. Предполагалось, что из-за стоимости оснащения только одного аэропорта «маяком» на основе радиолокатора Фиджи сможет предоставить каждому воздушному судну в своем внутреннем парке GPS-приемник».

Фиджи
Фото: pixabay.com

Фиджи была в хорошем положении, чтобы быть «пионером» в освоении техники GPS. Для небольшой страны ее отечественная авиационная промышленность была хорошо развита: 19 коммерческих аэродромов и семь частных аэропортов. И с более чем 300 островами, расположенными на более чем 500 000 кв.км океана, сигналы могут охватывать сушу, море, горы, интенсивные тропические погодные условия и длинные маршруты полетов— всё в одном воздушном пространстве.

Фиджи обратилась к США и их Федеральному авиационному управлению (ФАУ) с просьбой добровольно выступить в качестве полигона для GPS-навигации. ФАУ согласилась финансировать модернизацию, поставляя оборудование и техническую поддержку в обмен на знания, которые она могла бы извлечь из испытания. Подготовка системы займет более года; в дополнение к установке оборудования необходимо было проложить новые маршруты полетов, разработать руководства и подготовить пилотов и экипаж. Ilaitia Tabakaucoro была авиадиспетчером в аэропорту Нади, когда была внедрена технология GPS.

24-й и последний спутник был запущен в эксплуатацию в конце 1993 года, а в апреле 1994 года Фиджи официально стала первой страной в мире, которая включила GPS в свою навигационную систему. Фиджи доказала, что GPS может улучшить авиацию множеством способов, делая ее быстрее, эффективнее и безопаснее. За четверть века с тех пор, как Фиджи внедрила GPS-навигацию для своих внутренних рейсов, эта технология была внедрена во всем мире, часто при прямой помощи новых экспертов Фиджи. Есть также 31 спутник, причем большая часть из первых 24 была удалена и заменена.

При всех жалобах пассажиров на современные аэропорты и полеты было приятно вспомнить, что благодаря маленькой тихоокеанской островной стране Фиджи есть возможность добираться до пунктов назначения быстрее и безопаснее, чем когда-либо прежде.