Славянский тимбилдинг: как это было

10 занимательных игр для этно-корпоратива

Мало кто знает, что на Древней Руси тимбилдинг уже существовал. Члены славянских общин должны были тесно взаимодействовать между собой как на уровне рода, так и внутри всего государства: вместе русичи вели хозяйства и защищались от частых набегов кочевников. Сегодня коллектив всякой компании призван выполнять примерно те же самые функции – вести организацию к цели и оказывать успешное сопротивление неприятностям. Итак, предлагаем вам 10 интересных игр в духе славянского этно, способных за один лишь вечер возродить бессмертные традиции наших пращуров.

  1. Горелки

В эту игру играли с приходом весны: в Благовещенье, Светлую неделю или Троицу. На Руси горелками развлекались незамужние девушки и холостые мужчины, причем водящим всегда выбирался парень, и ловить он мог только девушку: так потенциальные супруги могли знакомиться и общаться. Сегодня водить игру может кто угодно, а ловить можно всех, кто находится на игровом поле.

Правила: Для игры выбирают просторное место. Собирается нечетное количество участников. Играющие встают парами друг за другом, а перед ними – водящий, которого и зовут горелкой. Игроки поют:

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Глянь на небо — птички летят,
Колокольчики звенят,
Гляди — не воронь, беги, как огонь!»

Последняя пара бежит вдоль всей колонны с разных сторон. Водящий, не оборачиваясь, пытается поймать одного из пары. Если ему удается поймать игрока, то он встает с ним впереди колонны. Тот, кого не запятнали, водит.

Если же бегущие игроки смогли взяться за руки перед тем, как водящий поймает одного из них, то они могут встать впереди колонны, и игра повторяется вновь.

  1. Бой мешками

На Руси ни одно гуляние не обходилось без боя мешками на бревне. Такая борьба символизировала бой конных воинов, где только самому сильному и ловкому удавалось «удержаться в седле» Эта традиционная забава ныне кажется нам жестокой, поэтому предлагаем вам сыграть в менее опасный вариант старинной игры.

Правила: Можно проводить эту игру не сидя на бревне, а стоя на земле. Чертится «коридор», внутри которого и будут соревноваться бойцы. Задача – повергнуть противника мешком, набитым мягким материалом. Повергнутым игроком считается тот, кто заступил за территорию игрового поля.

  1. Жмурки

Эта русская народная игра, вероятно, является самой популярной подвижной игрой за последние несколько веков. В нее играли и простолюдины на народных гуляниях, и интеллигенция на светских раутах. Сейчас данный вид активности становится популярным на MICE-мероприятиях — на этно-тимбилдингах старинным играм свойственно возрождаться.

Правила: Водящий с завязанными глазами должен отыскать и дотронуться до одного из игроков. После того, как участника игры «запятнали», он становится водящим.

  1. Городки

В городки с большим удовольствием играли писатели Толстой и Горький, певец Шаляпин, великий академик Павлов и первый вождь советского народа Ленин.

Правила: Цель этой старинной игры состоит в том, чтобы с определенного расстояния выбивать метанием биты «городки» — фигуры из пяти деревянных чурок, сложенных разными способами. Главная задача – выбить 15 фигур за как можно меньшее число бросков.

Размер игровой площадки 2х2 м. Расстояние от места броска: ближнее (6,5 м) и дальнее (13 м). Бить по городкам начинают с дальнего, но если хотя бы одна чурка из фигуры оказывается выбитой, то остальные бьются с ближнего расстояния. Городок считается выбитым только тогда, когда все его элементы находятся за пределами игрового поля.

  1. Курилка

Всем известно выражение «Жив курилка!», употребляемое тогда, когда некогда исчезнувший (умерший) человек на самом деле живет и здравствует. А появился этот фразеологизм благодаря старинной русской игре, с правилами которой можно ознакомиться ниже.

Правила: Играющие собираются в круг, по которому из рук в руки передают горящую (то бишь курящуюся) лучинку и поют:

«Жив-жив Курилка,
Жив-жив душилка,
У Курилки,
У душилки,
Ножки тоненьки,
Душа коротенька.
Не умри Курилка,
Не умри душилка!
Жив-жив Куриилка…»

У кого в руках лучинка погаснет – то выбывает из игры, предварительно выполнив штрафное задание.

  1. Бабки

Этой старинной популярной игре обязаны своим происхождением игральные кости. Суть забавы заключается в бросании подкопытных костей (бабок). Каждый игрок приходит на игровое поле со своим запасом бабок и биткой (самой большой костью, залитой свинцом) – в процессе игры он может либо проиграть свои косточки, либо стать обладателем новых. Сегодня бабки заменяют чурками.

Правила: Играющие делятся на две команды. Перед каждой командой за линией кона в определенной последовательности расставляют не менее 10 костей. Цель  игроков – сбить как можно большее число бабок меньшим количеством бросков.

В игре всего 2 фигуры – «забор» и «гусек». Первую ставят параллельно коновой черте, вторую – перпендикулярно. Сбивать «забор» можно с любого конца, «гусек» — с дальнего. Сбивать можно не более двух костей за один бросок  —  в противном случае ход не засчитывается, а бабки ставятся на место. Выигрывает команда, выбившая все кости с кона.

  1. Бирюльки

Старорусский аналог современной «Дженги», без которой сейчас не обходится ни один корпоратив. Смысл игры состоит в том, чтобы из кучи небольших вещей (спичек, палочек, карточек) вытащить один предмет, не затронув при этом остальных.

Правила: На стол высыпаются кучей разнообразные предметы. Игроки поочередно вынимают по «бирюльке», стараясь не пошевелить соседние – если соседняя вещица сдвинулась с места, то ход передается следующему игроку. Игра заканчивается тогда, когда вся куча разобрана. Выигрывает тот, у кого к концу игры насчитывается больше всего «бирюлек».

  1. Фанты

В игре у всех присутствующих особым образом собираются фанты – небольшие предметы одежды, украшения и т. п. Эти вещицы впоследствии нужно будет выкупить какими-либо действиями, рамки которых оговорены ранее.

Правила: Игра начинается со слов ведущего:

«Вам прислали сто рублей.

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

«Да» и «нет» не говорите!»

После этого каждому из участников он задает различные провокационные вопросы, чтобы игроки произнесли хотя бы одно из следующих запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Сбившийся с толку отдает ведущему фант, который по окончании игры необходимо будет выкупить – исполнить песню, рассказать тайну, процитировать своего любимого автора и т. д.

  1. Лапта

Знали наши пращуры, как сплотиться и взрастить в себе чувство крепкого товарищества. Со старорусских времен знакома людям лапта – командная игра, где сила, умение и ловкость ценились не меньше верной дружеской поддержки.

Правила: Играют битой и мечом на открытом пространстве, разделенном на «город» и «кон» — стороны, занимаемые разными командами. Игрок одной команды должен ударить битой по мячу в сторону другой команды так, чтобы мяч отлетел подальше. Задача осложняется тем, что за время, пока мяч летит, игрок должен пробежаться во вражеский тыл и обратно, да так, чтобы его не «засалили» пойманным мячом. Одна удачная пробежка приносит команде очко. У кого их больше – тот и победил.

  1. Вышибалы

Немногим известно, что данная игра зародилась еще во времена Рюрика. Играли в вышибалы в военных дружинах, а уже после развлечение пошло в народ и стало одной из самых любимых забав русичей.

Правила: Перед игрой по жребию определяют вышибал – они становятся на противоположных концах игрового поля. Остальные встают на середину площадки лицом к вышибале, у которого  в руках мяч. Вышибала бросает мяч с целью задеть любого из игроков. Если игрок задет, то он выбывает из игры. Мяч, не задевший ни одного из участников игры, переходит к другому вышибале на противоположный конец поля – его очередь бросать. Последние два игрока становятся вышибалами, и игра повторяется.

Анастасия Буйлова