Полмиллиона рублей стоил билет в первый ряд на шоу Тони Роббинса. Тысяч 100-150 возьмут гуру маркетинга. Пройти экспресс-курс на конференции делового формата — от 50 тысяч и выше. Сейчас спрос на коучинг, консалтинг, быстрые знания и т. д. велик, как никогда. Но стоит ли это своих денег? MICE-TV разобрались, как выбрать конференцию и не попасть впросак.

Во многих странах, на концертных афишах указывается, будет ли исполнитель давать концерт под фонограмму — то есть красиво открывать рот под минус. MICE-TV решило исследовать похожую тему в сфере тренингов — лжетренеры, консультанты без прошлого, и другие эффективные и не очень спикеры. Вообще, как этот рынок регулируется и реально ли распознать подделку?

Мы решили проверить, сложно ли стать спикером конференции. Просто набрали в поисковой строке “стать спикером” и ахнули. В выдаче появилось около сотни сайтов, занимающихся продюсированием спикеров. Вы платите и вас пристраивают на президиум.

Часть конференций в последнее время стали похожи на мероприятия, где со сцены можно продавать свои услуги. Ну, что ж, и это маркетинговый инструмент, к тому же рабочий. Но некоторые мероприятия из-за этого становятся скучными, люди со сцены делятся чужим опытом, оторванным от контекста. А тень ложится на всех организаторов. Мы узнали из первых уст, как понять, что конференция, на которую вы собираетесь, действительно будет полезной. А еще поговорили с участниками различных мероприятий о том, должны ли как-то регламентироваться роли спикеров и каким образом.

спикеры не разбираются в своей теме
Фото: project2948.tilda.ws

Начнем…

Я заглянула в толковый словарь. “Конференция” —  это собрание, которое организовано для обсуждения определенной проблемы или вопросов и обычно длится несколько дней. Любопытно, первая документально зафиксированная конференция была посвящена древнегреческому богу любви Эроту. Состоялась она еще до нашей эры. Сегодня на конференциях обычно обсуждаются более серьезные вопросы. Хотя, наверное, для древних греков проблема взаимоотношений с богами, а тем более Эротом, тоже была очень животрепещущей. Этот факт лишний раз говорит о том, что организация мероприятий — дело древнее и MICE, по сути, существует с незапамятных времен. 

Суть такого мероприятия заключается в том, что на повестку дня выдвигается определенная проблема или тема для обсуждения. Организаторы подбирают в качестве спикеров экспертов, которые разбираются в вопросе. На конференции спикер выступает с докладом по теме, рассказывает о своих наработках, делится опытом. А у слушателей есть возможность научиться чему-то новому у профессионалов и задать интересующие их вопросы, чтобы получить компетентный ответ. 

спикеры общаются с аудиторией
Фото: sfethics.org

Время и деньги

Но в эпоху маркетинга, мы часто сталкиваемся с тем, что спикеры на конференциях занимаются рекламой своих продуктов. Хорошо, если при этом они все равно делятся полезной информацией. Однако, случается и так, что вся речь эксперта не только не представляет интереса, но и абсолютно никак не пересекается с темой конференции. Нередко можно встретить и такую ситуацию, когда “эксперт” покупает место спикера, чтобы со сцены “толкнуть” свои курсы/методику/услуги — подставьте что нужно. А мы за это еще и платим! Здесь важно отметить, что есть конференции бесплатные — там спрос со спикера невелик. Вы же не покупали билет, сожалеть можно только о потерянном времени. Хотя сегодня и это достаточно ценный ресурс, не каждый готов им разбрасываться.

Как понять, что на этой конференции вы действительно получите знания? Насколько это вообще допустимо — продавать места экспертов? Узнали у тех, кто сам часто посещает такие мероприятия в качестве слушателей.

Ольга Черненко

основатель агентства маркетинга Код поиска

“Часто обучающие курсы, мастер-классы, тренинги и рекламные конференции преподносят как одно и тоже”, — говорит Ольга. Она выбирает конференции, на которые пойти по темам спикеров: «Если считаю что мне нужно этому научиться, то скорее всего пойду. Понять, что спикер имеет практический опыт — легко. Если у него есть примеры из практики, цифры, ответы на любые вопросы, то скорее всего он разбирается в теме. А Если рассуждает без конкретики — теоретик».

«Если у спикера есть деньги на рекламу, вероятно, бизнес у него работает и он толковый специалист и бизнесмен. Поэтому не важно, попал он платно на конференцию, или бесплатно. А вот с точки зрения участников — платный спикер будет выглядеть «плохим». Потому что он точно хочет заработать, поэтому пришел сюда и «купил себе место». Поэтому посетителей конференции не стоит предупреждать о том, что какой-то спикер пришел платно».

Иван Руденко

основатель агентства Creon

Иван считает, что для ознакомления со спикерами достаточно воспользоваться соцсетями или обычным поисковиком. В 90% случаев вы найдете достаточно информации, чтобы понять интересы спикеров, их настоящее отношение к бизнесу и насколько “дельные” советы они дают. Через сайты компаний можно понять, чем они живут, какие у них кейсы, как часто эти сайты обновляются. Просмотрев страницу спикера, вы можете оценить, что он репостит, как комментирует записи, какие советы пишет для аудитории (насколько они фактурные), чем в целом заполнены его соцсети, не пустышки ли они. Если в своих соцсетях спикеры предоставляют качественный контент, то и на выступлении, с высокой долей вероятности, он будет интересным. Проанализировав спикеров мероприятия, вы поймете, нацелено оно на создание полезного контента или банально зарабатывает на продаже всем желающим статуса “Спикер” .

«Очень странно, когда приходишь на мероприятие, а со сцены слышишь полный абсурд. Сразу появляется желание спросить организаторов: “Как и зачем вы набираете таких выступающих?”. Например, все нормальные СМИ ставят пометки о том, что материал рекламный, предупреждая свою аудиторию. Так почему этого не делают организаторы мероприятий? Думаю, это вопрос целого направления. Пока не поменяются правила ведения игры, нужно полагаться только на себя и анализировать контент и спикеров до похода на мероприятие».

Как видите мнения насчет того, стоит ли предупреждать слушателей о рекламном содержании речи спикера, разделились. Но оба наши эксперта сошлись в одном. Чтобы ходить только на действительно полезные конференции и тренинги, нужно детально изучать не только программу мероприятия, но и выступающих. Интернет вам в помощь — от всемирной сети ничто не скроется! Недобросовестных докладчиков не только можно, но и нужно распознавать и отсеивать.

Проводите время с пользой, узнавайте новое, развивайтесь! А если в процессе вы наткнетесь на «проплаченного» эксперта, расскажите нам об том опыте на hi@mice-tv.ru!