Арктический туризм— это что-то между фантастикой и реальностью. Туры есть— условий нет. Желание есть, но инициативу никто не проявляет. Редакция MICETV решила разобраться, что же не так со столь прекрасным местом и почему уже долгие десятилетия оно пустует без толп туристов? Пристегнитесь, вас ожидает весьма заманчивое путешествие. 

Арктика
Фото: pixabay.com

Немного урока географии

Начнём, пожалуй, с урока географии и с того, что российская территория Арктики начинается с Земли Франца-Иосифа на северо-западе и простирается до островов Врангеля и Геральд на востоке. По сути это около трети всей площади шельфа Арктики. Безусловно, не всё так плохо и территория вполне себе используется государством, но только пока лишь в экономических целях. Стоит уточнить, что в арктическую зону Российской Федерации входят территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Республики Коми, нескольких районов Республики Саха (Якутия), города Норильска, двух районов Красноярского края, муниципальных образований Архангельской области. Кроме того, к российской арктической зоне относится часть островов и архипелагов Северного Ледовитого океана. Как понимаете, территория необъятная. Хотя данное определение давно предписывают Российской Федерации и ничем удивительным это не считается. 

Почему Арктика не туристическое место?

Как бы редакция MICETV не ломала голову, но не было такого времени, когда Арктика считалась территорией массового туризма. Не каждый способен променять тёплый песок, океан или море на бескрайние льды, снега и температуру -45 градусов. Хотя иногда находятся экстремалы, отважившиеся на путешествие. Почему же так? Давайте разбираться поэтапно, ориентируясь на недавний V Международный арктический форум, который прошёл в Санкт-Петербурге, где определились приоритеты развития региона до 2030 года.

Арктика
Фото: pixabay.com

На данный момент среди бравых солдат арктического туризма лидируют Норвегия, Исландия, Дания и Россия. И последняя, к сожалению, в роли отстающего. Что удивительно, но российские министры это подтверждают.  

По  мнению министра природных ресурсов и экологии РФ Дмитрия Кобылкина, массовый туризм в арктической зоне России на данный момент невозможен из-за слишком дорогой доставки людей в регион.

«Это очень эксклюзивный и дорогостоящий туризм, позволить себе который могут немногие. Слишком дорого обходится доставка людей на архипелаг Земля Франца-Иосифа и другие территории российской арктической зоны. Массового туризма, я думаю, мы здесь не получим по крайней мере еще очень долго», — цитирует Дмитрия Кобылкина «Российская газета».

Помимо этого, европейцы предлагают более выгодные условия для поездки. Всё дело в том, что арктический круиз в Норвегии или Исландии обойдется в среднем 5 939 $ (336 500 руб.), то в России такой же тур будет стоить 11 000 $ (623 000 руб.). Одна из причин такого скачка в ценах обуславливается большим количеством водного транспорта в европейских странах. 

Арктика
Фото: pixabay.com

Инфраструктура вроде бы есть, а вроде бы её нет

Если вы подумали, что на этом проблемы закончились, то боимся вас расстроить. Если отбросить плохой транспорт и высокие цены, туристов также отпугивает полное отсутствие качественной инфраструктуры на нашем Севере. Такие понятия, как отели, хостелы, гостевые дома, бутик-отели и т.п. метелью развиваются на ветру. Безусловно, проблема потихоньку решается. Возможно, территории, обозначенные выше, по выгодным условиям будут объединять в кластеры для особо идейных инвесторов. И, кто знает, может быть у нас когда-нибудь появится что-то похожее на финский приполярный курорт Рованиеми, объединяющий 120 компаний-туроператоров, сервисные предприятия, отели с аквапарками и ресторанами.

К сожалению, закончив с одними проблемами, придётся перейти к другим. Как сообщало ИА REGNUM, Госдумой РФ в первом чтении принят законопроект, которым установлен перечень портов Арктики и Дальнего Востока, где иностранным туристским судам разрешается осуществлять посадку и высадку на берег пассажиров.

«Принятие закона повысит интерес к русской Арктике», — отметил замглавы Минэкономразвития Сергей Галкин, указав на то, что нормы будут стимулировать туроператоров расширять маршруты для привлечения иностранных туристов. Турпоток будет измеряться сотнями и тысячами туристов, считают в минэкономразвития страны.

Арктика
Фото: pixabay.com

Но не всё так радужно, как кажется на самом деле. Некоторые даже иронизируют на тот счёт, что турпоток будет измеряться сотнями и тысячами туристов после принятия законопроекта, уточняющего порядок захода туристических судов в порты Арктики и ДФО. Депутат Госсобрания Якутии Гаврил Парахин высказывается, что «когда он летает по арктическим районам, у него создаётся такое впечатление, что там люди живут даже не в XIX, а в XVIII веке, ну или в начале XIX-го. Там разве что пока можно говорить только о том, чтобы приехать — посмотреть на эту экзотику и на то, как всё застопорилось и остановилось в развитии.»

Он считает, что о туризме в якутской Арктике бесполезно говорить, пока не будет организован комфортный туризм на Ленских столбах и Табагинском мысе, а также до тех пор пока в республике не построят мост через реку Лена под Якутском. Помимо этого, там есть огромные проблемы с мусором. 

«Остатки какой-то техники, брошенные дома, заброшенные посёлки — я сомневаюсь, что в российской Арктике туристам будет интересно. У нас есть Ленские столбы, которые в двух часах езды от Якутска, и нет ни одного домика, где можно было бы остановиться, нет ресторана и вообще нет ни одного объекта, необходимого для развития туризма. Притом что Ленские столбы — это серьёзный туристический объект, который является таковым уже в течение 25 лет, но он до сих пор не получил никакого развития. Небольшие деньги, которые на них за это время выделялись, были просто поделены. То есть сегодня там пришвартовать корабль невозможно, стоянок для лодок — нет, туалетов — тоже, комфортно переночевать — негде. Элементарного нет, ни говоря уже о чём-то сверхъестественном», — отметил Гаврил Парахин.

Арктика
Фото: pixabay.com

«Отдых на севере напоминает больше испытание, чем удовольствие»

В общем, отдых на севере больше напоминает целое испытание, чем какое-либо удовольствие. Единственное, кто может остаться доволен подобным— это эксцентричные богатые путешественники. Они счастливы отправиться на Северный полюс через легендарный архипелаг Земля Франца-Иосифа на самом мощном в мире атомном ледоколе «50 лет Победы». Стоит отметить, стоимостью за двухнедельное путешествие около 870 тыс. рублей. Также на север готовы отправиться неординарные романтики со специфическими вкусами. И люди стран Ближнего Востока. В последнее время у них принято считать, что зачатый во время северного сияния ребенок обязательно будет очень красивым.

По итогу можно сказать, что всё-таки арктические субъекты страны нацелены на развитие туризма, чему способствуют всевозможные проекты. Так, Якутия планирует представить проект строительства Жатайской судоверфи, направленной на развитие арктического судоходства. Проект будет реализован полностью за средства федерального бюджета, поэтому инвесторов Якутия уже не ищет. Однако заинтересована в кадрах.

А как же коренные народы?

По мнению редакции MICETV, туризм в Арктике достаточно сложная тема. С одной стороны всегда хорошо создать приемлимые условия для временного проживания в той местности и насладиться красотами необыкновенных природных явлений. Но с другой стороны давайте не забывать о коренных народах Арктики— это карелы, кольские саамы, ненцы, энцы, кеты, ханты, нга-насаны, коряки, долганы, эвены, эвенки, чукчи, юкагиры и другие. Вряд ли бы люди хотели видеть сотни тысяч туристов на своей территории и (что не исключено) стать экспонатами своего жилища. Каждый имеет право на уединенную жизнь, скрытую от глаз других. Поэтому, в первую очередь, в Арктике нужно развивать не туризм, а в целом нормальные условия для проживания людей.