Российский парусный спорт. Интервью с Сергеем Синицыным

Есть ли перспективы у такого вида мероприятий для корпоративных заказчиков и MICE агентств.

Не так давно состоялся полноценный workshop  для компаний, занимающихся морскими круизами, что говорит о том, что путешествия по морю набирают популярность, в том числе у самостоятельных путешественников. Появление агрегаторов для покупки путевок в круизы через интернет также свидетельствует о перспективах развития данного направления в рамках туристической отрасли. Однако у нас возник закономерный вопрос, как обстоят дела в сегменте путешествий под парусом, на легких морских судах, яхтах и катамаранах.  За ответами мы обратились к основателю компании «Дружеская регата» Сергею Синицыну. «Дружеская регата» специализируется на организации путешествий под парусом не для профессиональных шкиперов и мореплавателей, а обычных туристов, желающих испытать новые эмоции, для корпоративных заказчиков, MICE агентств, которые хотят предоставить незабываемые впечатления от нового вида отдыха своим партнерам.

Парусный спорт РоссииСергей Синицын — действующий капитан и инструктор, реализовал более  30 походов под парусом, провел более 50 недель в море за последние три года. Он уверен, что в прогулках на яхтах заложен большой потенциал, особенно для сферы событийного туризма и мероприятий. Тот, кто первым поймает волну и «пойдет по течению» популяризации морских мероприятий, соберет все сливки этого сегмента и сможет предложить своим клиентам эксклюзивные активности по доступной цене.

— Сергей, расскажите, пожалуйста, как устроен рынок парусных путешествий. Есть ли такое понятие в принципе или оно только-только появляется в России?

— Яхтинг  как вид отдыха для туристов появился относительно недавно. Расскажу немного о том, как все начиналось.

Отечественные яхтсмены впервые вышли на международную парусную арену только в 1952 году, когда выступили на Олимпийских играх в Хельсинки.  Затем началось активное участие советских спортсменов в международных регатах, различных чемпионатах и любительских гонках кругосветчиков. Росла популярность этого вида спорта, а в СМИ регулярно освещались профессиональные мероприятия, что вызывало неподдельный интерес у наших сограждан. Все больше людей стало обращать внимание на путешествия на яхтах. Но яхты не продавались в магазинах. Тогда вообще мало что продавалось в магазинах. Позволить себе даже самую простую яхту могли далеко не все, поэтому данный вид отдыха по праву считался и до сих пор считается недоступным для обычного человека . Но сегодня прогулку на яхте может позволить себе практически любой желающий.  Стоимость такого путешествия сравнима с отдыхом в 3-4-х звездочном отеле. Ведь совершенно не нужно ее покупать, достаточно просто взять в аренду в нужной стране и в даты путешествия

Развитие яхтинга как туристической отрасли среди россиян пришлось на начало 90-х годов, когда появилась возможность путешествовать за границу. Пиковая популярность приходится на 2013-2014 годы. Затем мы наблюдали спад в связи с кризисом 2014 года, когда падение курса рубля привело к снижению доступности поездок за границу и бронирования морских судов. Сейчас ситуация стабилизировалось,  активность в парусных путешествиях постепенно возвращается на докризисный уровень.

— Говоря о развитии парусных путешествий в России, на ум, в первую очередь, приходит Черное море, Краснодарский край и полуостров Крым. Как дела обстоят в этих регионах? Где еще в РФ развивается данная сфера?

— В Крыму отмечается существенный рост в отрасли путешествий на яхте, особенно когда  международное агентство Global indystry analysis Inc выделило там специальную зону развития яхтинга. Большой потенциал заложен на Байкале, Камчатке, Каспийском море, учитывая популяризацию внутреннего туризма и развития регионов.

— А как устроен рынок за рубежом? Как я могу забронировать яхту или катамаран за границей? Чем это отличается от аренды автомобиля, например?  

От аренды автомобиля это отличается, прежде всего,   тем, что яхты во всем мире сдаются в аренду на неделю (с субботы по субботу); приемка яхты и ее сдача проводятся очень тщательно – это подробный визуальный осмотр всех поверхностей, проверка работоспособности всех приборов и т.д.

Что касается фрахтования яхт за рубежом, то это вполне организованный рынок чартерных компаний, имеющих собственный флот или принимающих суда в операционное управление от собственников или инвесторов. Чартерные компании работают через региональных агентов (чартерных агентов). При этом международные чартерные компании активно занимаются развитием собственной розничной сети, предлагая программы лояльности постоянным клиентам.

Консолидаторами для агентов являются букинговые системы: MMK (более 400 чартерных компаний/6000 яхт), YachtSys (более 270 компаний / 4000 яхт), Sedna (боле 120 компаний, включая лидера – DYC/5000 яхт), BoatBooker и другие. Лидером по количеству предлагаемых в аренду яхт среди стран является Хорватия, на втором месте – Греция, на третьем – Италия. Далее следуют Германия, Испания, Австрия, Турция, Франция и другие акватории.

Ключевые игроки среди операторов флота (чартерных компаний) — DYC – 947 яхт в 50 регионах, Kiriacoulis -260 яхт в 6 регионах, Navigare – 250 яхт в 8 регионах. В России заметными чартерными агентами являются Regattaforfriends, GoodCharter, NextCharter, GlobeSailor, Fairysail, 12knots, Sailo и другие.

— Существуют ли сервисы по онлайн бронированию яхт и полноценных туров под парусом?

— В России яхту можно зафрахтовать онлайн, существуют сайты чартерных агентов, где можно оставить заявку, у некоторых можно оплатить бронирование онлайн с карты физического лица. Что касается онлайн бронирования туров для новичков, не умеющих управлять яхтой, то такого я не встречал. Существуют компании, которые организовывают путешествия, но возможности поиска, а главное – покупки онлайн пока нет. Все сводится к тому, что вы все равно оставляете заявку, а специалисты в офлайн режиме вносят вас в списки, принимают оплату и т.д. Кроме того, билеты до места отправления яхты, клиенты, как правило, также покупают сами. Хочу обратить внимание на один важный нюанс. Для обеспечения комфортного путешествия на яхте мы обязательно проводим предварительные собеседования с потенциальными участниками, далее делим их на условные команды для разных яхт, а случается, и вообще отказываем  в походе. Дело в том, что во время путешествия под парусом вы находитесь в очень ограниченном пространстве с попутчиками, выполняете повседневные работы по организации быта на лодке, готовите еду, несете вахту за штурвалом.  Очень важно, чтобы люди были, как минимум, адекватны, как максимум — похожи по характеру, имели общие увлечения и т.д. Тогда поездка будет особенно впечатляюща. Вот те сервисы, которые смогут создать технологию (возможно, на базе Big Data, информации соцсетей и т.д.) и обойти этот момент, действительно предложат рынку эксклюзивные услуги.

— А в России можно пройти обучение и получить право управления яхтой?

— Да, можно. В России, по официальным данным, существуют несколько школ, сертифицированных по международным системам и стандартам. По системе IYT обучают  49 школ; RYA – официально аккредитована только одна российская школа, ISSA – 5 школ. Однако все эти цифры очень условны, так как российские инструкторы часто набирают студентов и обучают их под флагами различных государств.  Мне известно около 10 таких примеров.

Если коротко, то сегодня в России представлено около 70 школ, поддерживающих свое членство в международной системе обучения, а это означает, что они ежегодно оплачивают членские взносы и сертифицируют студентов. Средняя школа выпускает примерно 100 курсантов в год, около 5 школ один-два раза в год сертифицируют инструкторов. Итого, прирост количества экипажей – около 7000 тысяч человек и около 40 инструкторов ежегодно. И это только в России. Непонятно только, где же все эти люди. Многие обеспеченные слушатели изучают курсы для себя, чтобы не зависеть от других, берут яхты в аренду и отправляются в путешествие, отключаясь от повседневности и устремляясь к новым горизонтам.

— Какие навыки получает новичок, отправляясь в путешествие с «Дружеской регатой»?

Путешествие с «Дружеской регатой» — это настоящее морское приключение под управлением опытных шкиперов. Абсолютно каждый человек на яхте является полноценным членом экипажа, ежедневно пробует себя в новой судовой роли — матроса, штурмана, радиста, рулевого, а также активно участвует в организации быта на парусной яхте – готовит еду на камбузе, делает уборку, участвует в коллективных активностях и многое другое. Именно поэтому каждому путешественнику вручается персональный локбук, если такого не было раньше, или заполняется имеющийся. В эту книжечку заносятся даты парусного похода, маршрут, количество пройденных морских миль, сила ветра в узлах, количество дней, судовая роль и тип парусного судна. Информация заверяется шкипером судна, на котором вы были в регате, или организаторами мероприятия.

— Зачем это нужно?

Теперь ваш опыт подтвержден документально. Например, для получения прав, необходимо не только сдать экзамен, но и иметь подверженное количество миль, пройденных под парусом. Или, даже если вы не собираетесь получать права и у вас есть знакомый шкипер, который берет лодку на себя и ведет компанию друзей отдыхать, опытный матрос всегда в цене!

— А кстати, как вообще люди приходят в яхтинг? Существует же много мифов и стереотипов? Не хочется выглядеть обывателем среди заядлых мореплавателей? Куда податься?

— По-разному. Кто-то продолжает династию и идет по стопам родителей и дедов.  Если родители  увлекались парусным спортом или кто-то из родственников — наследственный моряк военного или торгового флота, то, скорее всего, с самого детства человек был вовлечен в морское братство. Мечты о морских путешествиях у него в крови. Многие узнают о прелести яхтинга от знакомых. Кто-то когда-то каким-то образом попал в гоночную команду, и как бы им там не было трудно и тяжело, они так интересно рассказывают о своих впечатлениях, что отказаться от соблазна попробовать невозможно. В последнее время многие поддаются влиянию заманчивой рекламы, девушки хотят замуж за успешного и обеспеченного человека, уверены, что найдут его среди яхтсменов, встретив судьбоносный закат на борту белоснежной яхты. Шутка, хотя и в ней есть доля правды. Мы с супругой сблизились как раз в одном из таких путешествий.

Первый опыт парусного похода – это как опера: тебе или с первого раза нравится абсолютно все, даже стесненные порой жизненные условия, и ты хочешь повторять это снова и снова, или ты больше никогда не пойдешь бороздить морские просторы. Полумер не бывает.  Еще очень важно, кто твой «первый» капитан, степень доверия ему, его отношение к людям и забота о них.

— На что агентству обращать внимание при выборе подрядчика для «морской» части мероприятия?

В первую очередь, поинтересуйтесь, сколько организованных мероприятий на счету подрядчика, каково качество путешествий, есть ли отзывы клиентов, готовы ли туристы вернуться снова. В «Дружеской регате» такой показатель равен почти 95%, чем мы очень гордимся. Важно, каким флотом владеет или управляет подрядчик, какие лодки бронируются. Скорее всего, основная масса участников впервые в жизни попадет на борт яхты, поэтому новичку важно предоставить определенную степень комфорта. Учитывайте вид яхты и имеющиеся на ней бытовые условия. Лучше выбирать круизные 4–5 — каютные яхты или катамараны, оборудованные полноценной кухней, 2–3 санузлами с унитазом, раковиной, душем, горячей водой.

Очень важным фактором является программа мероприятия и выбор маршрута. Чтобы ваши туристы увидели все многообразие природы и не устали от моря и качки, необходимо распределить время пребывания в море и на суше максимально комфортно. Обращайте внимание на то, чтобы переходы от одного места стоянки до другого занимали от одного до трех часов два-три раза в день. Эти цифры получены опытным путем «Дружеской регаты» на основании статистики походов, такое соотношение позволяет непрофессионалу не уставать.

Ну и самый главный показатель надежности подрядчика — это профессионализм шкиперов и капитанов. Капитан не просто ведет яхту, а учит команду азам морского дела, личным примером показывает, как нужно вести себя на судне, выполняет правила совместного пребывания и организации быта, следит за дисциплиной, обеспечивает безопасность ваших клиентов и заботится об их самочувствии и здоровье.

— Что «Дружеская регата» предлагает своим B2B партнерам?

— Мы не претендуем на организацию мероприятий «под ключ», но готовы взять на себя полностью морскую часть путешествия: от аренды яхты, пошива специальной экипировки и выхода в море до прибытия в конечный порт. По вашему желанию мы подберем направление и страну, подготовим морские суда и покажем самые интересные места, увидеть которые можно только с моря. Ближайшее наше путешествие в середине ноября — на Кубу.


Светлана Борсакова для MICE TV